Билет подготовила Куликова Светлана, 9а класс
1. Техника двигательного действия. Основные этапы ее формирования в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. Обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь по мере эволюции живых существ. Простейшей первичной формой обучения были спонтанные пробы, наиболее удачные из которых закреплялись при повторениях; позднее появилось подражание, а те, кто служил образцом, были, по сути, первыми учителями. Игры родителей с детенышами, которые можно наблюдать у птиц и животных, суть не что иное, как учебные упражнения, формирующие навыки целесообразного поведения. В обучении у животных можно заметить зачатки педагогической организации:
- учителя и ученика,
- поощрение и наказание,
- реализацию некоторых требований дидактики, которые, по всей вероятности, имманентно присущи обучению, например наглядность, прочность, связь с практикой, доступность, ведущая роль учителя.
Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения:
- вначале движения организуются спонтанно и хаотично, затем - все более осмысленно, целенаправленно,
- под влиянием извне - вначале родителей, позже - других людей, еще позже - общественных норм поведения.
Обучаемый добивается нужного эффекта: он более или менее точно воспроизводит эталонное движение. Однако повторить не значит овладеть. Копирование не рождает мастерства. Н.А. Бернштейн отмечал: движения - это коррекции. Мастерство проявляется в точности и своевременности коррекций, обеспечивающих приспособление к изменениям внешних условий решения двигательной задачи и к колебаниям собственной внутренней структуры действия (взаимное расположение частей тела, соотношение усилий по величине, направлению, длительности в каждый момент действия).
Каждое действие, все входящие в него операции требуют для своего осуществления точного управления своим телом. Поэтому ориентировочная деятельность включает проектирование целесообразных усилий, траекторий, быстроты и ритма отдельных действий, согласующих перемещения тела и его частей с требованиями ситуации. Ориентировка во внешней ситуации дополняется ориентировкой в собственных ощущениях двигательного аппарата и построением на этой основе соответствующих действий.
Установка на смысл двигательной деятельности позволяет выделить в условиях двигательной задачи существенные признаки ситуации действия. Для каждого типа двигательной задачи эти существенные признаки многовариантны, хотя конкретные ситуации отличаются в деталях, их можно выделять в теоретическом анализе. Именно они и определяют сущность ситуации и выбор операций, обеспечивающих успешность действия. То же самое можно сказать и о регуляции двигательного действия, требованиях к его построению. Теоретический анализ позволяет выявить основные условия оптимизации действия (его технику), а методический анализ - минимум условий, выполнение которых обеспечивает оптимальное решение двигательной задачи. Эти существенные ориентиры получили название "Основные опорные точки" (ООТ). Организация мышечных усилий вокруг ООТ происходит неосознанно.
2. Основные нарушения правил во время игры в футбол.
1)Штрафной удар:
Право выполнения штрафного удара предоставляется противоположной команде в случае совершения игроком любого из следующих шести нарушений, в которых судья расценил его действия как небрежные, безрассудные или чрезмерно физически агрессивные:
- удар или попытка ударить соперника ногой
- подножка или попытка сделать сопернику подножку
- прыжок на соперника
- атака соперника
- удар или попытка ударить соперника рукой
- толчок соперника.
Право выполнения штрафного удара также дается противоположной команде, если игрок совершит любые из следующих четырех нарушений:
- при отборе мяча у соперника соприкоснется с ним до того, как дотронуться до мяча
- задержит соперника
- плюнет в соперника
- умышленно возьмет мяч рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади).
Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение.
2)11-метровый удар:
11-метровый удар назначается при любом из вышеприведенных десяти нарушений, если оно совершено игроком в пределах штрафной площади своих ворот, независимо от места нахождения мяча, но при условии, что мяч находится в игре.
3)Свободный удар:
Право пробить свободный удар предоставляется противоположной команде, если вратарь, находясь в пределах своей штрафной площади, совершит любое из следующих четырех нарушений:
- будет контролировать мяч руками более шести секунд, прежде чем выпустит его из рук.
- снова коснется мяча руками после того, как выпустит его, но мяч не коснется любого другого игрока.
- коснется мяча руками после того, как партнер по команде преднамеренно отдаст ему пас.
- коснется мяча руками при получении его непосредственно после вбрасывания, выполненного его партнером по команде.
Свободный удар назначается и в том случае, если игрок, по мнению судьи:
- сыграет опасно
- блокирует продвижение соперника
- помешает вратарю выпустить мяч из рук
- совершит любое иное нарушение за которое игра останавливается для вынесения игроку предупреждения или удаления его с поля.
4)Дисциплинарные санкции:
Нарушения, наказуемые предупреждением:
Игрок получает предупреждение с показом желтой карточки в случае совершения любого из следующих восьми нарушений:
Неспортивное поведение.
Демонстрация несогласия (словом или жестом) с решением судьи.
Систематическое нарушение Правил игры.
Затягивание возобновления игры.
Несоблюдение требуемого расстояния при возобновлении игры угловым, штрафным или свободным ударами.
Выход или возвращение на поле без разрешения судьи.
Самовольный уход с поля без разрешения судьи.
Снятие футболки после забитого гола.
Нарушения, наказуемые удалением:
Игрок удаляется с поля с показом красной карточки, если он совершает любое из следующих семи нарушений:
Серьезное нарушение правил игры
Агрессивное поведение
Плевок в соперника или любое другое лицо
Умышленная игра рукой, помешавшая сопернику забить гол или лишившая его явной возможности забить гол (это не относится к вратарю в пределах его штрафной площади)
Лишение соперника, продвигающегося к воротам, явной возможности забить гол с помощью нарушения, наказуемого свободным, штрафным или 11-метровым ударом
Оскорбительные, обидные или нецензурные выражения и/или жесты
Второе предупреждение в течение одного и того же матча.
3. Составьте план самостоятельного занятий по развитию в скорости бега.
Обоснуйте состав упражнений, их последовательность, дозировку и режим нагрузки.
Скорость - это свойство человека, обеспечивающее ему возможность совершать движения за минимально короткое время в беге, т. е. быстро бегать. Быстрота проявляется в скорости реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве. Для развития скорости передвижения используют специальные скоростные упражнения. Например, повторный бег с максимальной скоростью на короткие дистанции. При развитии скорости бега необходимо, чтобы каждое последующее повторение начиналось после того, как организм отдохнет. Если во время повторного бега скорость начинает снижаться, надо увеличить время отдыха между повторениями. Чтобы повысить скоростные качества, можно использовать и упражнения на развитие силы. Но эти упражнения надо обязательно выполнять в высоком темпе (их обычно называют скоростно-силовыми).