Подготовила: Годаванюк Аня, 9б
Билет №21
1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?
Физическая культура личности — это совокупность свойств, которые человек приобретает в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на всестороннее и гармоничное совершенствование своей физической природы и ведение здорового образа жизни. Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой. Свойства, присущие физически культурной личности, формируются и развиваются на основе тех же природных задатков и психофизических процессов, что и другие виды культур. Занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но формирует другие важные качества личности: волевые, нравственные, эстетические и др. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам.
Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры. Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у школьников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у подростков новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания. При этом, волевая активность подростка является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности подростка на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности подростка выполнять роль необходимого импульса к началу процесса нравственного самовоспитания.
2. С какой целью проводится самонаблюдение и что оно в себя включает.
Человек, занимающийся физическими упражнениями должен сознательно относиться к занятиям. Неправильно построенная тренировка, нарушение режима учебы, отдыха, питания, неправильно организованные восстановительные мероприятия (баня, массаж и т. п.), вредные привычки — все это может привести утомленный организм к срыву адаптации, к истощению и как следствие к травмам и болезням. Поэтому физкультурник, и особенно спортсмен, должен систематически вести дневник самоконтроля. В этом дневнике учитываются объемы и интенсивность нагрузок, результаты достигнутые на тренировках и соревнованиях, результаты функциональных проб, а также субъективные данные, такие как самочувствие, настроение, сон, аппетит, общая работоспособность и другие. Кроме того, в дневник надо заносить все дополнительные работы и нагрузки (работа в огороде, ремонт, переноска мебели, катание на роликах, плавание и т. п.).
Систематически занося в дневник самоконтроля полученную информацию, можно избежать перегрузок, иметь возможность проанализировать результаты, скорректировать тренировки. Имея дневник можно посоветоваться с родителями, учителем физкультуры, тренером, врачом по вопросам организации режима дня, восстановительных мероприятий и тренировок. Результаты измерений могут записываться в дневник самоконтроля в разной форме: табличной, графической и произвольной.
Одно из главных требований, которому должна отвечать форма записи это удобство сравнения результатов. Все измерения в течение года проводятся только в одной половине дня (первой или второй).
3. Составь правила соревнований с использованием одного из упражнений школьной программы. Раскройте особенности организации и проведения соревнования.
Для проведения соревнований необходимы два документа правила и положение. Правила соревнований — документ, указывающий на то, как правильно провести соревнования. В правилах изложены порядок проведения соревнований, права и обязанности участников и судей. Положение о проведении соревнований — документ, указывающий на то, как организовать соревнования. В положении указываются цель и задачи соревнования, весь его ход, порядок подведения итогов, награждение победителей. Положение о соревновании составляет организация, которая их проводит. Каждое положение о соревновании включает в себя несколько основных разделов: 1. Цель и Задачи. 2. Место и время проведения. 3. Участники соревнований. 4. Судейство соревнований. 5. Программа соревнований. 6. Определение победителей. 7. Награждение. 8. Подача заявок и протестов. В первом из них говорится о том, для чего с какой целью устраиваются соревнования, какую задачу ставят их организаторы. Определяется место и время проведения соревнований (расписание). Указывается, какая организация отвечает за подготовку соревнований. Формулируется порядок создания судейской коллегии. Обязательно говорится об участниках соревнования: какие организации, коллективы или отдельные участники допускаются; указываются возрастные группы, количественный состав; требования врачебного контроля. Приводится подробная программа и условия проведения соревнований, порядок определения личного и командного первенства. Определяется зачетное число участников во всех номерах программы и условия зачета. В положении указывается, как и чем награждаются победители и призеры личного, командного и общекомандного первенства, а также тренеры, преподаватели, инструкторы, воспитанники которых успешно выступили на соревнованиях. Приводятся сроки представления заявок на участие в стартах, условия приема участников.